Беседа с детьми старшего дошкольного возраста
на тему : « Источники освещения»
Цель: продолжать знакомить с источниками освещения и принципами их работы, уточнить знания детей о принадлежности источников света к природному (естественному) или рукотворному (искусственному) миру; познакомить детей с историей возникновения искусственных источников света; совершенствовать представления об искусственных источниках света.
Ход беседы :Посмотрите, я вам принесла необычную коробку. Хотите узнать, что находится внутри? А как можно это узнать, не открывая коробку? (ответы детей)
Заглянем в коробку через отверстие в крышке. Что вы увидели? Почему? (ответы детей) Что же нужно сделать, чтобы разглядеть содержимое коробки, не открывая её? (ответы детей) Я возьму электрический фонарик и посвечу в верхнее отверстие. Может быть, тогда вы увидите, что лежит в коробке. Что вы увидели? (Ответы детей) В темноте вы не видели содержимое коробки, а при свете фонарика увидели.
Делаем вывод: т.к. наши глаза не видят в темноте, а видят на свету- нам просто необходим источник света!
Откроем нашу коробку? Здесь находятся карточки с изображением солнца и лампочки. Солнце- это естественный источник света. Как вы понимаете выражение «естественный источник света»? (ответы детей) Подумайте, что еще в природе может излучать свет, светиться? (ответы детей) Верно, посмотрите на картинку: это луна, звезды, молния, полярное сияние и, конечно же, солнце. Кроме этого, свет могут излучать некоторые животные. Например, светлячки и глубоководные рыбы. Их тоже можно назвать естественными источниками света. Как мы уже сказали, естественные источники света созданы природой. Но существуют и искусственные источники света. Как вы понимаете выражение «искусственный источник света»? (Ответы детей) Назовите искусственные источники света (Ответы детей). Молодцы!
Я вам предлагаю сыграть в игру, которая называется «Источники света». Хотите сыграть? На одном мольберте закрепляем символ «солнце», на другом- символ «лампа». Предлагаю вам несколько картинок с изображением источников естественного и искусственного освещения. Ваша задача- выбрав картинку, внимательно подумав, прикрепить свою картинку к одному из мольбертов. Посмотрите, всё правильно на ваших мольбертах? Проверьте, правильно ли прикрепила картинки другая команда? Объясните, почему неправильно. Молодцы, справились с заданием!
Памятка для родителей по энергосбережению
ПОТРЕБЛЯТЬ, А НЕ РАСПЫЛЯТЬ ЭНЕРГИЮ
Уменьшение количества потребляемой энергии и энергосбережение в промышленности, домах и квартирах — очень важный вопрос для всех нас, так как сегодня Беларусь импортирует 90% от необходимого количества энергоносителей.
Специалисты считают, что до 40% потребляемой энергии можно сэкономить простыми и недорогими способами.
Мы хотим, чтобы вы еще больше узнали о правильном обращении с энергией и не только сократили при этом расходы, но и сохранили окружающую среду от разрушения, ведь чем рациональнее мы расходуем тепло и электричество, тем меньше используем драгоценных запасов сырья.
ТЕПЛОСБЕРЕЖЕНИЕ
1.Не выбрасывайте деньги в окно.
Окно, часами остающееся приоткрытым, вряд ли обеспечит вам приток свежего воздуха, но большой счет за отопление — наверняка. Лучше проветривать чаще, но при этом открывать окно широко и всего на несколько минут. И на это время отключать термостатный вентиль на радиаторе отопления.
- Не преграждайте путь теплу
Необлицованные батареи отопления не всегда красивы на вид, зато это гарантия того, что тепло будет беспрепятственно распространяться в помещении. Длинные шторы, радиаторные экраны, неудачно расставленная мебель, стойки для сушки белья перед батареями могут поглотить до 20% тепла.
- Не перегревайте квартиру
Некоторые люди любят жарко натопленные квартиры, а потом поражаются большим счетам за отопление. Всегда помните: каждый дополнительный градус температуры в помещении обойдется примерно в 6% дополнительных затрат на энергию.
- Не выпускайте тепло
На ночь опускайте жалюзи, закрывайте шторы, чтобы уменьшить потери тепла через окна.
- Отапливайте свою квартиру, а не улицу
Между радиаторной батареей и стеной установите защитный экран из алюминиевой фольги. Фольга отражает тепло, излучаемое радиатором, и направляет его обратно в комнату. Благодаря этому можно сэкономить до 4% затрат на отопление.
ВОДОСБЕРЕЖЕНИЕ
- Принимать не ванну, а душ — таков девиз всех, кто экономит воду
Для полной ванны требуется 140-160 л воды, для душа – только 30-50 л. Если одной семье из 4 человек два раза в неделю отказаться от ванны в пользу душа, то в год будет экономиться 46 м3 воды!
- Оснастите свои туалеты экономичными сливными бачками
Традиционный сливной бачок пропускает 9 л за один смыв, экономный сливной бачок — только 6 л, а сливной бачок с экономичной клавишей — только 3 л. В одной семье из 4 человек может экономиться приблизительно 21м3 воды в год.
- Почаще пользуйтесь в стиральных машинах и посудомоечных автоматах программами экономичных режимов.
- При покупке нового бытового прибора обращайте внимание не только на потребление энергии, но и на потребление воды.
- Установите счетчики воды! Это выгодно для вас и для природы!
ЭЛЕКТРОСБЕРЕЖЕНИЕ
- Используйте энергосберегающие лампы
Энергосберегающие лампы потребляют энергии примерно на 80% меньше, чем традиционные лампы накаливания, а служат в 8-10 раз дольше.
- Используйте наиболее экономичные бытовые приборы
Современные бытовые приборы часто обходятся меньшей энергией, чем их предшественники.
- Разумно расставляйте мебель на кухне
Плита и холодильник или морозильник — плохие соседи! Из-за теплоотдачи плиты холодильный агрегат потребляет больше энергии.
- Следуйте советам по использованию энергосберегающих ламп:
- использование лампы всегда должно соответствовать фактической потребности в освещении;
- используйте лучше одну мощную лампу, чем несколько маломощных;
- избегайте отраженного освещения;
- оборудуйте рабочие места, всегда ориентируясь на дневной свет и используя его;
- выбирайте место расположения светильника в соответствии с его функцией (лампа для чтения там, где действительно читают, и т.д.).
Правила экономного пользования водой, теплом и электроэнергией.
▲ Закрывай воду в кранах.
▲ Не разливай воду.
▲При поломке крана – вызывай сантехника.
▲ Закрывай кран, пока ты чистишь зубы.
▲Пользуйся стаканом для полоскания рта.
▲Принимай короткий душ вместо ванны.
▲Наливай в стакан воды столько, сколько выпьешь.
▲Стирай свои личные вещи и одежду для кукол не под струей воды, а в тазике.
▲Плотно закрывай кран, но не прилагай лишних усилий.
▲Не оставляй долго открытыми форточки.
▲ Войдя в помещение, закрывай за собой дверь.
▲Закрывай дверь в подъезде.
▲ Вовремя оклеивай окна, напоминай об этом взрослым.
▲ Не загромождай в доме источник тепла (батареи).
▲ Не делай сквозняков в квартире.
▲Если вдруг разбилось стекло, немедленно попроси взрослого застеклить. 17.Уходя в детский сад, проверь, выключены ли электроприборы (плита, утюг, ТВ и др.).
▲Выключай свет в квартире, во всех комнатах.
▲Не забудь выключить свет в подъезде, если на улице уже светло.
▲Приходя в детский сад, выключай свет в коридоре, если в нем нет необходимости.
▲Напоминай взрослому выключить свет, если на улице уже светло.
▲На окнах не должно находиться много предметов, чтобы они не мешали проникновению света в помещение.
▲Помни: в комнате светло, когда окна чистые.
▲Если смотришь ТВ, попроси взрослого выключить электроприборы, которые мешают просмотру телепередач.
▲Если идешь в другую комнату, выключай за собой свет.
консультация для родителей «Воспитание бережливости у детей»
Стоит ли уже в раннем детском возрасте воспитывать такое прагматическое качество как бережливость? И сама жизнь, и педагоги-психологи утверждают, что обязательно нужно этим заниматься. Практика показывает, что если взрослые очень легко относятся к деньгам, то и ребенок не научится быть разумным в своих потребностях. Он с детства не будет знать, что ему и в самом деле необходимо, а без чего можно обойтись. Пример? Пожалуйста. Девочке подарили красивые валенки ручной работы. Казалось бы, зачем такие же её подруге, если прихожая завалена ботиночками и сапожками всяких моделей? Но родители – не самые богатые люди – не вняли голосу разума, и по первому же капризу маленькой модницы купили довольно дорогую обновку. То есть преподали ребенку урок, что деньги в их семье ничего не значат.
А ведь бережливости надо учить только собственным примером. В педагогике просто не существует специальных методик воспитания разумного отношения к деньгам. Это значит, что родители, прежде всего сами должны научиться по-хозяйски распоряжаться семейным бюджетом, распределять деньги по принципу необходимости. Только так этому научатся и дети.
Ничего страшного нет, если пяти – шестилетний ребенок вместе с родителями обсуждает предстоящие семейные траты. К этому возрасту, он должен понимать, откуда в семье берутся деньги. Его уже просветили, что такое «приятные» и «неприятные» расходы. То есть в категорию «неприятных» входят необходимые траты на оплату коммунальных услуг, штрафов, на расчеты с репетитором.
И только оплатив все эти неинтересные долги, можно начать обсуждать «приятные» расходы. Вот тут ребенок и учится отказываться от каких-то своих желаний, чтобы купить более необходимое. Он уже понимает, что на все потребности семейного бюджета не хватит.
В такой ситуации он учится думать не только о своих интересах. Все вместе обсуждают, что в этом месяце младшей сестренке необходимо купить сланцы, Интернет магазин, кстати, уже давно рекламирует подходящие. И у отца нет легкой обуви, а лето уже на носу. Конечно, на семейном совете все это должно звучать спокойно и взвешенно, безо всякой агрессии. Родители заранее все распланировали сами, и только потом вынесли на семейное обсуждение уже готовый проект. Все вместе могут что-то и подкорректировать. Важно, что дети с младшего возраста привлекаются к обсуждению серьезных покупок.
У ребенка обычно бывают карманные деньги. Немного дают родители, что-то подкидывают бабушки с дедушками и другие родственники. Если мама с папой последовательно воспитывают в сыне или дочери бережливость и умение распоряжаться своими доходами, то такие деньги им обязательно нужно давать. Есть родители, которые категорически против такой финансовой самостоятельности детей и предпочитают не выделять им ни копейки, считая, что сами купят им все необходимое.
А как же тогда ребенку научиться правильно тратить свои деньги? Наверно, у него не сразу это получится, будут и неразумные траты, ведь соблазнов вокруг очень много. Но постепенно он поймет свои ошибки. Так что и карманные деньги играют воспитательную роль.
С какого возраста лучше начинать воспитание бережливости? Этим можно заняться уже с пятилетнего возраста, отдавая ребенку мелкую сдачу от каких-то покупок. А карманными деньгами снабжать лет в 8 – 9. Конечно, сумма должна быть разумной. Ребенок знает, что эти деньги он не может потратить на что угодно и как попало. Они предназначены на школьный обед, на транспорт, письменные принадлежности. Он может побаловать себя мороженым, «кириешками».
Исходя из всего этого, родители и рассчитывают сумму «карманных» расходов. Это воспитывает в детях раннюю самостоятельность и серьезное отношение к деньгам. В будущем, когда придется принимать серьезные финансовые решения, эти уроки ему обязательно пригодятся.
Советы Берегоши для родителей
Экономим электроэнергию
Большинство возможностей экономии электроэнергии заключаются в изменении наших привычек. При этом вы экономите не только электроэнергию, но и деньги. Еще больших результатов можно добиться, если «с умом» подходить к выбору покупаемой вами бытовой техники, например, стиральных машин или лампочек. Помните, что, экономя электроэнергию, вы экономите деньги, а также способствуете улучшению состояния окружающей среды и разумному использованию полезных ископаемых ресурсов.
▼ Выключайте свет в том случае, если вы в нем не нуждаетесь.
Это элементарное правило — один из основных принципов экономии электроэнергии. Чаще протирайте лампочки и плафоны. При их загрязнении освещенность в квартире может снизиться на 10—15%.
▼ Отключайте от сети на ночь электроприборы.
Многие электроприборы, такие как радиотелефоны, телевизоры (в особенности те, для которых предусмотрена возможность дистанционного управления), потребляют электроэнергию в так называемом режиме «Stand-by», т.е. будучи просто подключенными к сети. Поэтому на ночь такую технику лучше полностью отключать.
▼ Включайте технику только тогда, когда это нужно.
Компьютер лучше включать тогда, когда вы действительно собираетесь работать, а не как только вы входите в комнату. Принтер лучше включать в том случае, если вы действительно собираетесь что-либо распечатывать, а не одновременно с компьютером.
▼ Используйте стиральную машину при полной загрузке.
На стирку и сушку расходуется десятая часть всей потребляемой вами энергии. Используйте более короткую программу стирки, результат которой вас устраивает. Если в вашей машине имеется режим сушки, может, не всегда его нужно использовать. Стирка несколько раз в неделю не при полной загрузке обойдется вам в большее количество моющих средств, воды и энергии.
▼ Настраивайте стиральную машину на как можно меньшую температуру.
Наибольшее количество энергии при машинной стирке уходит на подогрев воды. На стирку при температуре в 90 градусов тратится в три раза больше энергии, чем на стирку при температуре в 40 градусов. При этом известен тот факт, что стиральный порошок растворяется и активно реагирует с грязным бельем при температуре 40 градусов.
▼ Почаще размораживайте холодильник.
Если вы не будете регулярно размораживать холодильник, то на стенках морозильной камеры образуется лед. Таким образом, потребляемая холодильником электроэнергия расходуется не на замораживание ваших продуктов, а на процесс образования льда.
▼ Используйте ваш холодильник более эффективно.
Холодильники и морозильники являются одними из самых значительных «потребителей» электроэнергии в квартире. Добиться снижения расхода электричества можно, если следовать нескольким простым принципам. Прежде всего не забывайте, что температура в холодильнике должна быть около +2 — +3° С, а температура в морозильнике — от -15 до -18° С. Убедитесь, что ваш холодильник установлен на значительном расстоянии от нагревательных приборов, печей и что он не подвергается воздействию прямых солнечных лучей. Желательно, чтобы на расстоянии, по крайней мере, 1 — 2 см вокруг холодильника было свободное пространство.
▼ Как готовить пищу, экономя при этом энергию.
Использование газовых плит является с точки зрения экологии лучшим вариантом, чем приготовление пищи на электроплитах. Если все же в вашей квартире установлена электроплита, то могут оказаться полезными несколько советов: во-первых, дно вашей сковороды или кастрюли должно иметь идеально плоскую внешнюю поверхность; во-вторых, следует выбирать такие сковородки и кастрюли, дно которых больше по размерам, чем нагревательная поверхность плиты; в-третьих, если вы выключите плиту на несколько минут раньше, не снимая с нее сковороду, то тепло плиты в течение достаточного времени будет сохраняться; в-четвертых, добавляйте как можно меньше воды и, наконец, в-пятых, при приготовлении пищи используйте посуду с крышкой. Не забывайте также о том, что дополнительного подогревания пищи можно избежать, если «укрывать» посуду с пищей, например, в одеяло; жидкие продукты отлично сохраняются в термосах.
▼ Устанавливаем энергосберегающие лампы.
Замените везде, где возможно, обычные лампы накаливания энергосберегающими лампочками. Сегодня их можно приобрести во многих магазинах. Энергосберегающие лампы обеспечивают такое же количество света, потребляя при этом на 70—80% энергии меньше. А, кроме того, такие лампы горят в 5—6 раз дольше обычных.
▼ Выбираем мощность.
Не везде требуется одинаковое количество света, поэтому для разных целей лучше использовать лампочки различной мощности. Так, просмотр телевизора требует гораздо меньшего освещения.
▼ Устанавливаем автоматические выключатели.
Во многих случаях очень удобно использовать автоматические выключатели, которые срабатывают после 5 — 7 мин. Горения лампы. Такие автоматические выключатели распространены на многих лестничных клетках многоквартирных домов.
Сочинения детей
Стихотворение
На занятиях в саду
Очень много узнаю.
Прихожу домой ругать,
Маму с папой поучать:
«Надо электричество беречь!
Экономить, приручать!
Быть хозяевам толковыми
С электроприборами!
Умело ими руководить-
Бережливыми очень быть»
(семья Мицкевич Богдана)
Сказка про зайчика Колючку
про испорченные электроприборы
Однажды зайчик Колючка бежал по лесной тропинке и нашел лампочку. Побежал дальше и увидел фонарик, а еще чуть дальше- микроволновку. Эти все электроприборы валялись в лесу, потому что в доме произошло замыкание и пожар из-за их неправильного использования. Электроприборы перестали работать. Люди выкинули их в лес.
Зайчик расстроился, что в его лес выкинули испорченный мусор. Он не любил беспорядок и боялся поранить свои лапки.
Не бросайте, люди, электроприборы в лесу, а то может случится из-за них беда! Учитесь сами пользоваться ими правильно!
(Наташа К., 6 лет)
«Почему нужно экономить электроэнергию?»
- Чтобы электричество не закончилось. ( Евгений Х., 6 лет)
-Чтобы электростанция не сломалась. ( Максим С., 6 лет)
-Чтобы свет никогда не закончился. Со свечами странно ходить в темноте. (Матвей Щ., 6 лет)
-Чтобы меньше денег платить. (Анастасия М., 5 лет )
- Если долго использовать светильник, может лампочка лопнуть и случиться пожар.
(Наташа К., 6 лет )
-Потому что электричество пропадет и я не смогу поиграть в плейстейшен. (Артем С. , 6 лет)
- Если долго пользоваться электроприбором, может ударить током. ( Миша Г., 6 лет)
- Если исчезнет электричество, придется сидеть в темноте. (Егор К., 6 лет)