Дискуссия - практикум «Влияние народных игр на формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о культурных традициях белорусского народа »
С детства человек должен гордиться своей национальной принадлежностью, любить свою Родину, знать родной язык, интересоваться культурой, историей своего народа.
На протяжении всей истории белорусский народ накапливал и развивал самобытную национальную культуру. Национальная культура-совокупность традиций, обычаев, норм, ценностей и правил поведения, общих для представителей одной нации.
Народные игры – это наше детство, детство наших родителей, наших бабушек и дедушек. Кто их придумал? Когда они возникли? Ответ на этот вопрос только один: они созданы народом, также как песни, сказки.
А в какие народные игры Вы играли в детстве?
Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие традиции.
Большое место в жизни ребёнка занимают игры. Это основная форма их деятельности, содержание жизни. В играх дети крепнут физически, духовно, учатся понимать окружающий мир, действовать в коллективе. Игра создаёт благоприятные возможности для удовлетворения и развития потребности ребёнка в самоутверждении, для формирования такого важного образования личности, как самооценка. Игра - это жизненно важная потребность для ребёнка, познающего мир. В детском возрасте, как говорил А.С. Макаренко, «игра – это норма жизни. Ребёнок играет даже тогда, когда делает серьёзное дело».
Каждый народ имеет свои самобытные игры, которые отражают характер народа. Игры белорусского народа очень тесно связаны с бытом, трудовой деятельностью людей, природой, которая их окружает. Когда – то игры имели культовые функции, но с течением времени утратили связь с обрядами и превратились в забаву.
Каковы на ваш взгляд отличительные особенности белорусской народной игры?
Отличительной особенностью народных игр является их образность, которая пробуждает фантазию детей.
В большинстве случаев белорусские народные игры - это игры подвижные. Одни из них имеют определённые нормы, словесное оформление, что делает их драматизированным действом. Другие – со строгим распределением ролей каждого участника, в которых слова являются сигналом к некому действию. Есть игры-хороводы с сочетанием мелодии, слов, движений, что содействует воспитанию интереса к белорусскому народному творчеству, к родному языку.
Используете ли Вы белорусские народные игры в работе с детьми?
Белорусские народные игры могут использоваться во время утренней гимнастики, физкультурных занятий, во время физкультурной паузы, а так же в самостоятельной деятельности детей.
От чего зависит выбор игры?
Выбор игры зависит от педагогической задачи, поставленной педагогом, а так же физической подготовленности детей, состояния их здоровья. При объяснении игры педагог рассказывает её содержание, объясняет смысл многих слов, которые встречаются впервые (это не только обогатит словарный запас воспитанников, но и будет содействовать их общему развитию); показывает, как необходимо исполнять те или иные действия. Потом при помощи вопросов предлагает детям повторить правила игры, чтобы убедиться, что они правильно поняли её содержание, помочь детям понять характерные черты каждого героя, те обстоятельства, в которых они действуют.
Каким образом вы выбираете ведущего в играх на своих занятиях?
Определить ведущих игр можно разными способами, но основными являются следующие: “брацца за палку”,“лічыцца” “ дамаўляцца” .
Какова роль руководителя физического воспитания в игре?
Руководитель физического воспитания в игре должен видеть действие каждого ребёнка. Поддерживает у детей радостное настроение, поощрять проявления решительности, смелости, находчивости, инициативы, сдерживает чрезмерно активных детей, подбадривает тех, кто отстаёт, предупреждает возможные случаи некорректных отношений к менее ловким детям. Для стимулирования хода игры он может принять в ней участие, как обычный игрок, строго соблюдая её правила.
При проведении игр целесообразно использовать музыку. При наличии музыкальных инструментов можно использовать под игру определённую мелодию, что создаст эмоциональное настроение.
Предлагаем вашему вниманию перечень сезонных внеобрядовых народных игр, которые могут быть использованы в работе педагогов дошкольных учреждений.
Восеньскія гульні і карагоды: “Млын” (гульня), “Пячэнне хлеба” (гульня – карагод); “Яблынька” (гульня – карагод), “Гусі” (гульня) “Лянок” (гульня карагод).
Зімовыя гульні: “Каляда” (гульня), “Каза” (гульня), “Казёл” (гульня), “Мядзведзь (гульня), “У мядзведзя на бару” (гульня), “Журавель” (гульня), “Апанас” (гульня), “Халімон” (гульня), “Чорны баран” (гульня).
Веснавыя гульні і карагоды: “Селезня вадзіць” (гульня – карагод), “Явар” (гульня – карагод), “На росу” (гульня – карагод), “Жыта” (гульня – карагод), “Хустачка” (гульня – карагод), “Залатыя варата” (гульня – карагод).
Летнія гульні: “Купалінка” (гульня), “Ведзьма” (гульня), “Вогнішча” (гульня), “у коней” (гульня), “Гарэлыш” (гульня), “Бабёр” (гульня), “Ямачкі” (гульня).