Методическая копилка

С днем победы

Примерный перечень материалов в микрокабинете воспитаеля дошкольного образования

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПОСОБИЙ И МАТЕРИАЛОВ

В МИКРОКАБИНЕТЕ  ВОСПИТАТЕЛЯ

1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ И КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ, РЕБЁНОК И ОБЩЕСТВО, ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • материалы по ориентировке в пространстве и развитию речи (атрибуты, дидактические игры, картинки, диафильмы, слайды);
  • различные предметы домашнего обихода, сделанные из дерева, пластмассы;
  • наглядные пособия, методические рекомендации по ознакомлению с сезонными явлениями в живой и неживой природе;
  • картины, передающие сюжет, как раздаточный материал, а также серия картин как демонстрационный материал:
  • папки с набором иллюстраций, примерные планы конспектов, грамзапись литературных произведений, народные дид. игры, дидактическая кукла по методике Тихеевой с полным набором одежды, мебели, предметов туалета материал для обучения грамоте.

2. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • материал по организации и руководству всеми видами игр;
  • рекомендации по изготовлению атрибутов и оборудования, зарисовки, фотографии с описанием детских построек, сделанных из снега, песка и др.;
  • описание наиболее интересных настольно-печатных дид. игр;
  • перспективные планы по руководству сюжетно-ролевыми играми в каждой возрастной группе.
  • примерные конспекты внесения и обыгрывания игрушек;
  • художественная литература, способствующая расширению представлений детей об окружающем.

3. ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (по всем видам труда)

  • перечень необходимых предметов, орудий, инвентаря по каждому виду труда в каждой возрастной группе;
  • методические рекомендации по ознакомлению с трудом дошкольника;
  • перспективные планы по ознакомлению с трудом взрослых, зарисовки различных вариантов оборудования уголков для дежурных, устройство уголков ручного труда;
  • эскизы календаря природы, погоды по возрастным группам;
  • календарь сельскохозяйственных работ в соответствии с местными условиями.

4. ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

  • демонстрационный и раздаточный материал;
  • метод. разработки по всем возрастным группам;
  • примерные конспекты нетрадиционных занятий;
  • дид. игры и игрушки по различным разделам.

5. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

  • все виды театров;
  • набор пластинок, магнитофонные записи программных произведений классической и современной музыки;
  • игрушки, наглядные пособия по муз воспитанию;
  • нотные наборы песен, муз. произведений, игр, плясок;
  • примерные сценарии развлечений, праздников, досугов, метод. рекомендации по их организации;
  • метод. литература, способствующая составлению сценариев, сценарии.

6. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

  • методические рекомендации: по гигиене, формированию знаний по физической культуре, по проведению различных форм отдыха детей;
  • примерные сценарии спорт. праздников, досугов, развлечений, тексты физкультминуток;
  • примерный режим для каждой возрастной группы;
  • комплексы гимнаст., физкультурных занятий для каждой возрастной группы;
  • перспективный план основных движений по каждой возрастной группе,
  • сборники подвижных игр, варианты оформления уголков самостоятельной
  • двигательной активности;
  • чертежи различного оборудования для зала, участка, рекомендации по закаливанию.

7. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • рекомендации по ознакомлению с произведениями искусства;
  • примерные конспекты занятий по ознакомлению с изобразительным искусством, а также по всем видам изодеятельности;
  • пособия, репродукции картин, скульптуры малых форм, рекомендации по ознакомлению детей с приемами изодеятельносги;
  • материалы для проведения занятий по всем видам изодеятельности;
  • альбомы с рисунками и фотографиями различных построек.

8. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

  • пособия и игрушки для диагностики невно-психического развития детей;
  • рекомендации по проведению диагностики нервно-психического развития
  • детей;
  • дид. игры по развитию речи и ознакомлению с окружающим, а также по сенсорному воспитанию;
  • варианты оборудования помещений для детей раннего возраста;
  • чертежи, фотозарисовки оборудования для детей раннего возраста;
  • примерные планы-конспекты игр, занятий, рекомендации по руководству самостоятельной деятельностью.

9. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

  • план работы родительского комитета;
  • материалы, фотографии по оформлению тематических выставок по семейному воспитанию, рекомендации воспитателю по работе с семьей;
  • разработки консультаций, бесед, деловых игр, совместных развлечений;
  • метод. рекомендации по организации различных форм работы с родителями;
  • описание положительного опыта семейного воспитания;
  • советы родителям по организации игр, занятий, а также по оборудованию уголков для игры, уголка первоклассника.

10. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ШКОЛЫ

  • перспективный план по переемственности;
  • программа для подготовительного класса;
  • варианты оформления уголков книги, ИЗО, театральной деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДИЧЕСКОМУ КАБИНЕТУ

1. Методическая работа с кадрами;

  • план работы;
  • тематика предстоящего педсовета;
  • график коллективных просмотров;
  • занятия школы передового опыта.

2. «Изучение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта»

3. «В помощь самообразованию»

  • научно-педагогическая, психологическая литература;
  • памятки;

4. Новинки методической литературы:

литературу разделить по разделам:

  • физиология;
  • психология;
  • физ. воспитание, муз. воспитание, нравственное воспитание, игра, развитие речи и т.д.

5. Приобщение детей к белорусской культуре «Мой родны кут, як ты мне милы» (иллюстрации, конспекты занятий, консультации):

  • о Беларуси
  • белорусская символика
  • о городах Беларуси, гербы городов
  • о Минске
  • Альбом о Гомеле (старый и новый)
  • “белорусская кухня”
  • белорусский народный театр “Батлейка”
  • фольклорные праздники
  • белорусские писатели и поэты, белорусские художники
  • “Адкуль наш род
  • труд взрослых
  • природа Беларуси (птицы, животные, лес, луг, водоем, поле, сад)
  • Картотека народных игр
  • “Одежда белорусского народа”
  • Картотека произведений белорусских авторов, рекомендеванных программой <sup>“</sup>Пралеска”
  • “Традиции белорусского народа”
  • “Национальные герои Беларуси”
  • о Ф. Скарыне, Е. Полоцкой
  • “Белорусская игрушка”
  • образцы декоративно-прикладного искусства

МИКРОКАБИНЕТ ВОСПИТАТЕЛЯ:

➢ (список литературы, литература, картотека и аннотации к литературе, методические рекомендации по данной группе);

➢ картотека подвижных, народных, развивающих игр по всем разделам программы

➢ материалы консультаций для родителей;

➢ материалы по изодеятельности (карандаши, кисти, подставки для кисточек, тряпочки, баночки для краски и воды, пластилин, доски, поролон для рисования, бумага и др.);

➢ материалы по аппликации: фланелеграфы, силуэтные изображения предметов;

➢  дидактические игры по сенсорике: на различение цвета, формы, величины;

➢ материалы по математике;

➢ материалы по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром (предметные, сюжетные картинки, «живые картинки», наборы иллюстраций и др.);

➢ дидактическая кукла (одежда: шуба, пальто, куртка, кофточки, жакеты);

➢ картотека игр по общению;

➢ картотека опытов по познавательно-практической деятельности;

➢ игровой материал для смены в тематических центрах;

➢ паспорт микрокабинета (перечень материалов, находящихся в микрокабинете).

свернуть

Образовательные ресурсы Республики Беларусь

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

http://edu.gov.by — сайт Министерства образования Республики Беларусь

http://www.edu.by — Белорусский национальный образовательный Интернет-портал

http://giac.unibel.by — Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь

http://ris.unibel.by — Республиканский информационный поисковый узел по вопросам образования

http://cis.unibel.by — сайт Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ

http://rikz.unibel.by — Республиканский институт контроля знаний

http://www.academy.edu.by — сайт Академии последипломного образования

http://adu.by/ — образовательный портал Национального института образования

http://mir.pravo.by — Детский правовой сайт

http://www.cis.bsu.by — сайт электронного журнала «Образование в СНГ»

http://kudapostupat.by – электронный справочник абитуриента РБ

http://www.nihe.bsu.by — сайт Республиканского института высшей школы

http://www.ripo.unibel.by — портал Республиканского института профессионального образования

http://www.child.of.by/ — сайт Национального центра усыновления Республики Беларусь

http://www.nchtdm.com/ — сайт Национального центра художественного творчества детей и молодежи

http://www.rcttu.info — сайт Республиканского центра технического творчества учащихся

http://www.eco.unibel.by — сайт Республиканского экологического центра детей и юношества

http://rctkum.by — сайт Республиканского центра туризма и краеведения

http://www.zubronok.unibel.by — сайт Национального детского образовательно-оздоровительного центра «Зубренок»

http://profedu.unibel.by — сайт методической поддержки профессионального образования

http://tvoi-mir.unibel.by — сайт методической поддержки развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся

http://www.nlb.by — Интернет-портал Национальной библиотеки Беларуси

http://npb.unibel.by — сайт Научно-педагогической библиотеки ГИАЦ

http://mp.minsk.edu.by — Минский городской методический портал

http://www.mgiro.minsk.edu.by — Минский городской институт развития образования

http://www.iso.minsk.edu.by — сайт центра информационных ресурсов системы регионального образования МГИРО

http://boiro.brest-region.edu.by — Брестский областной институт развития образования

http://groiro.by/ — Гродненский областной институт развития образования

http://iro.gomel.by — Гомельский областной институт развития образования

http://voiro.vitebsk-region.edu.by — Витебский областной институт развития образования

http://www.mogilev-region.edu.by — Могилевский областной институт развития образования

http://www.moiro.by/ - Минский областной институт развития образования

http://nastgaz.by/ – Редакция газеты “Настаўніцкая газета”

http://n-asveta.by/ – Часопіс “Народная асвета”

http://p-shkola.by/ – Издательство “Адукацыя і выхаванне”

http://praleska-red.by/ – Редакция журнала “Пралеска”

свернуть

Основная документация педагогических работников

ОСНОВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
развернуть

Воспитатель дошкольного образования

1. План образовательного процесса с воспитанниками. 

2 . Протоколы родительских собраний. 

3.  Табель учета ежедневной посещаемости воспитанниками учреждения дошкольного образования. 

4. Сведения о родителях и воспитанниках. 

Музыкальный руководитель 

1. План образовательного процесса с воспитанниками. 

2. План проведения музыкальных развлечений. 

Руководитель физического воспитания 

1. План образовательного процесса с воспитанниками. 

2. План проведения физкультурных досугов. 

свернуть

Рекомендации по планированию образовательного процесса

нормативные правовые документы

Образовательный стандарт дошкольного образования

Учебная программа дошкольного образования

Типовой учебный план

Инструктивно-методические письма

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации в 2022/2023 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью» 

ІНСТРУКТЫЎНА-МЕТАДЫЧНАЕ  ПІСЬМО МІНІСТЭРСТВА  АДУКАЦЫІ  РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ «Aб арганізацыі ў 2022/2023 навучальным годзе адукацыйнага працэсу ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйную праграму дашкольнай адукацыі, адукацыйную праграму спецыяльнай адукацыі на ўзроўні дашкольнай адукацыі, адукацыйную праграму спецыяльнай адукацыі на ўзроўні дашкольнай адукацыі для асоб з інтэлектуальнай недастатковасцю»

ПРАВИЛА безопасности организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования»

Методические рекомендации

Учебно-методический комплекс «Мои первые уроки»

Перечни учебных изданий

 

свернуть

Районный семинар - практикум для руководителей физического воспитания Гродненского района.

На базе нашего учреждения сегодня прошёл районный семинар - практикум для руководителей физического воспитания Гродненского района. В ходе семинара обсуждалась тема "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурным традициям белорусского народа посредством белорусских народных игр для воспитания физических качеств". Был организован открытый просмотр занятия по образовательной области "Физическая культура", представлена выставка нестандартного спортивного оборудования. Педагоги приняли участие в дискуссии на тему "Влияние народных игр на формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о культурных традициях белорусского народа", применили на практике полученные знания, стали участниками народных игр. В завершении семинара - практикума каждый педагог принял участие в мастер-классе по изготовлению атрибута к народной игре "Кот и мыши".
развернуть

Дискуссия - практикум  «Влияние народных игр на формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о культурных традициях белорусского народа »     

С детства человек должен гордиться своей национальной принадлежностью, любить свою Родину, знать родной язык, интересоваться культурой, историей своего народа.

На протяжении всей истории белорусский народ накапливал и развивал самобытную национальную культуру. Национальная культура-совокупность традиций, обычаев, норм, ценностей и правил поведения, общих для представителей одной нации.

Народные игры – это наше детство, детство наших родителей, наших бабушек и дедушек. Кто их придумал? Когда они возникли? Ответ на этот вопрос только один: они созданы народом, также как песни, сказки.

А в какие народные игры Вы играли в детстве?

Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие традиции.

Большое место в жизни ребёнка занимают игры. Это основная форма их деятельности, содержание жизни. В играх дети крепнут физически, духовно, учатся понимать окружающий мир, действовать в коллективе. Игра создаёт благоприятные возможности для удовлетворения и развития потребности ребёнка в самоутверждении, для формирования такого важного образования личности, как самооценка. Игра - это жизненно важная потребность для ребёнка, познающего мир. В детском возрасте, как говорил А.С. Макаренко, «игра – это норма жизни. Ребёнок играет даже тогда, когда делает серьёзное дело».

           Каждый народ имеет свои самобытные игры, которые отражают характер народа. Игры белорусского народа очень тесно связаны с бытом, трудовой деятельностью людей, природой, которая их окружает. Когда – то игры имели культовые функции, но с течением времени утратили связь с обрядами и превратились в забаву.

Каковы на ваш взгляд отличительные особенности белорусской народной игры?

           Отличительной особенностью народных игр является их образность, которая пробуждает фантазию детей.

В большинстве случаев белорусские народные игры - это игры подвижные. Одни из них имеют определённые нормы, словесное оформление, что делает их драматизированным действом. Другие – со строгим распределением ролей каждого участника, в которых слова являются сигналом  к некому действию. Есть игры-хороводы с сочетанием мелодии, слов, движений, что содействует воспитанию интереса к белорусскому народному творчеству, к родному языку.

Используете ли Вы белорусские народные игры в работе с детьми?

Белорусские народные игры могут использоваться во время утренней  гимнастики, физкультурных занятий, во время физкультурной паузы, а так же в самостоятельной деятельности детей.

От чего  зависит выбор игры?

 Выбор игры зависит от педагогической задачи, поставленной педагогом, а так же физической подготовленности детей, состояния их здоровья. При объяснении игры педагог рассказывает её содержание, объясняет смысл многих слов, которые встречаются впервые (это не только обогатит словарный запас воспитанников, но и будет содействовать их общему развитию); показывает, как необходимо исполнять те или иные действия. Потом при помощи вопросов предлагает детям повторить правила игры, чтобы убедиться, что они правильно поняли её содержание, помочь детям понять характерные черты каждого героя, те обстоятельства, в которых они действуют.

Каким образом вы выбираете ведущего в играх на своих занятиях?

Определить ведущих игр можно разными способами, но основными являются следующие:  “брацца за палку”,“лічыцца”  “ дамаўляцца” .

Какова роль руководителя физического воспитания в игре?

          Руководитель физического воспитания в игре должен видеть действие каждого ребёнка. Поддерживает у детей радостное настроение, поощрять проявления решительности, смелости, находчивости, инициативы, сдерживает чрезмерно активных детей, подбадривает тех, кто отстаёт, предупреждает возможные случаи некорректных отношений к менее ловким детям. Для стимулирования хода игры он может принять в ней участие, как обычный игрок, строго соблюдая её правила.

                     При проведении игр целесообразно использовать музыку. При наличии музыкальных инструментов можно использовать под игру определённую мелодию, что создаст эмоциональное настроение.

                     Предлагаем вашему вниманию перечень сезонных внеобрядовых народных игр, которые могут быть использованы в работе педагогов дошкольных учреждений.

           Восеньскія гульні і карагоды: “Млын” (гульня), “Пячэнне хлеба” (гульня – карагод); “Яблынька” (гульня – карагод), “Гусі” (гульня) “Лянок” (гульня карагод).

           Зімовыя гульні: “Каляда” (гульня), “Каза” (гульня), “Казёл” (гульня), “Мядзведзь (гульня), “У мядзведзя на бару” (гульня), “Журавель” (гульня), “Апанас” (гульня), “Халімон” (гульня), “Чорны баран” (гульня).

           Веснавыя гульні і карагоды: “Селезня вадзіць” (гульня – карагод), “Явар” (гульня – карагод), “На росу” (гульня – карагод), “Жыта” (гульня – карагод), “Хустачка” (гульня – карагод), “Залатыя варата” (гульня – карагод).

           Летнія гульні: “Купалінка” (гульня), “Ведзьма” (гульня), “Вогнішча” (гульня), “у коней” (гульня), “Гарэлыш” (гульня), “Бабёр” (гульня), “Ямачкі” (гульня).

свернуть

Тематические недели

Тематические недели педагоги обычно проводят в тесном сотрудничестве с родителями своих воспитанников.
развернуть

Календарно-тематическое планирование на 2022-2023 учебный год.

(средняя, разновозрастная, старшая интегрированная группы)

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

1-2

Школа. Школьные принадлежности.

3-7

Перелетные птицы.

31- 4

Обувь.

5-9

Грибы. Лес.

10-14

Неделя Матери. Семья.

7-11

Игрушки. Белорусские народные игрушки.

12-16

Овощи.

17-21

Наше тело. Предметы гигиены

14-18

Посуда.

19-23

Фрукты.

24 -28

Одежда.

21-25

Продукты питания. Труд повара.

26-30

Золотая осень. Труд  в сельском хозяйстве.

 

                 

Декабрь

Январь

Февраль

28-2

Зима.

2-6

Каникулы. Рыбы.

30-3

Домашние животные и их детеныши

5-9

Зимующие птицы.

9-13

Животные севера.

6-10

Домашние птицы и их птенцы.

12-16

Зимние развлечения.

16-20

Животные жарких стран.

13-17

Профессии наших пап.

19-23

Праздник Новый год: традиции и обряды.

23-27

Дикие животные наших лесов и их детеныши.

20-24

День защитника Отечества. Военная техника.

26-30

Азбука безопасности. Каникулы.

Зимние каникулы: 28.12.2022- 06.01.2023.

               

 

Март

Апрель

Май

27- 3

Весна.

3-7

Транспорт.

1-5

Лес. Деревья.

6-10

Праздник 8 марта. Женские профессии.

10-14

Город. Улица.

8-12

День победы. Цветы к празднику.

13-17

Весна. Перелетные птицы.

17-21

Мебель.

15-19

Насекомые.

20-24

Строительство. Дом. Его части.

24-28

Бытовые приборы.

22-26

Ягоды.

27-31

Каникулы. Путешествия по сказкам.

Весенние каникулы: 22.03.2023 – 31.03.2023

29-31

Времена года (обобщение).

свернуть
поделиться в:
title="просмотреть интерактивную карту" href="https://yandex.by/maps/org/guo_doshkolny_tsentr_razvitiya_rebenka/1052486370/?ll=24.140305%2C53.882462&z=17.59" target="_blank" rel="noopener">просмотреть интерактивную карту